Есть только один начальник - покупатель.

Именно он может уволить любого работника компании от президента до менеджера - проголосовав деньгами в пользу конкурента.

Сэм Уолтон. Основатель WALMART

четверг, 9 августа 2018 г.

Магазины без кассиров: благо или провал?


Потребительское любопытство, и даже энтузиазм, который присутствовали в момент появления магазинов без кассиров, кажется, медленно угасает.
Xing Bianli, Bingo Box и другие сильно хайповые магазины, которые полагаются как правило только на технологии, а не на персонал при  продажах и при  оплате, просто,  не предлагают тот торговый опыт, который люди понимают или хотят.

На самом деле, некоторые потребители жалуются, что новые розничные форматы на самом деле не сильно отличаются от использования вендинговых автоматов, которые существуют уже десятки лет.
Шанхайский офисный работник Claire Chen говорит, что она иногда покупала в магазине Bingo в районе  Yangpu  во время обеденных перерывов, но в последнее время перестала ходить.

“Я могу купить подобные продукты в ближайшем магазине или даже в торговом автомате в моем офисном здании", - сказала она. "Зачем идти далеко, если это не обязательно? ”


Магазины без кассиров, осознающие свою убывающую популярность, теперь пытаются корректировать бизнес-модель, чтобы сделать ее более привлекательной для потребителей.


Расположенный в Шанхае Xing Bianli, один из тех операторов,  который стремится диверсифицировать свои предложения. Он добавляет больше закусок и напитков на основе чая.


Десять магазинов Xing Bianli открылись в Шанхае, предлагающие в самообслуживании расфасованные продукты и свежие приготовленные блюда. Покупатели могут заказать и оплатить товары по телефону, а затем забрать свои покупки позже. Также их можно заказать доставку в радиусе 500 метров от любого магазина.

В ноябре прошлого года Xing Bianli привлек 380 миллионов юаней (56,7 миллиона долларов США) от Sequoia Capital, China Renaissance и других инвесторов для модернизации своих торговых автоматов, а в начале этого года он также получил стратегическое финансирование от финансового филиала Alibaba Ant Financial.

Поскольку для приготовления свежеприготовленных блюд все равно требуется некоторый персонал на месте, то два сотрудника обычно присутствуют в розничной точке Xing Bianli в часы пик.

Игрокам, играющим на поле магазинов без кассира, необходимо получить технологическое преимущество перед конкурентами или расширить территорию своего бизнеса, чтобы охватить как можно больше потенциальных пользователей.

Конкуренция растет и со стороны небольших супермаркетов и магазинов, так как некоторым из них теперь разрешено перерабатывать продукты питания, а не просто продавать расфасованные продукты. Это изменение пришло из-за новой политики в сфере контроля продуктов и медикаментов властей Шанхая, которая направлена на то, чтобы дать офисным сотрудникам больше вариантов быстро купить и перекусить.

Согласно недавнему исследованию Kantar Worldpanel, до 52% городских покупателей покупают товары как через интернет-каналы, так и в обычных магазинах. Эта категория покупателей, как правило, делает покупки чаще и тратит больше денег, по сравнению с теми, кто делает покупки только в супермаркетах.

Шанхайский поставщик свежего апельсинового сока Vingoo Juice недавно объединил машины, продающие сок, кофе, свежеиспеченные круассаны, пиццу и другие закуски в новом торговом пространстве внутри станции метро Народной площади.

После того, как потребитель выбирает товары из торговых автоматов, общая стоимость покупки рассчитывается автоматически и оплата может быть произведена через счета Alipay или WeChat.

"Это займет всего полминуты, чтобы захватить чашку кофе, что намного быстрее, чем ждать в очереди к кассе в большинстве магазинов в час пик", - сказала шанхайский офисный работник Crystal Cheng, которой исполнилось 20 лет.

Также она отметила, что хочет, чтобы торговые автоматы предложили еще больше вариантов блюд и напитков.

Большинство закусок и напитков, продаваемых в машинах Vingoo Juice, стоят около 15 юаней, что примерно на треть дороже, чем аналогичные товары, продаваемые в традиционных магазинах, таких как FamilyMart или 7-Eleven.

В ноябре прошлого года Shanghai Geant Investment, которая разработала и продвигает соковые машины Vingoo, собрала 400 миллионов юаней для расширения продуктовых линеек в своих торговых автоматах.

Jason Ding, партнер в Bain & Company, где он возглавляет розничные и цифровые операции в Китае, сказал, что магазины без кассиров представляют  относительно небольшую ценность для розничной торговли. Очень ограниченная эффективность достигается за счет ускорения процесса расчета на кассе и экономии затрат на рабочую силу, сказал он.

Расчет на кассе без кассира  не уменьшает потребность в логистическом персонале  и в мерчендазерах, а также магазины без кассира  более склонны к потере продуктов, что приводит к дополнительным расходам для ритейлеров.

"Внедрение самообслуживания все еще довольно далеко от  smart retail модели, необходимой операторам магазинов без касс", - добавил Ding.

Автоматические же торговые автоматы уже зарекомендовали себя как стабильная бизнес-модель с потенциалом роста, благодаря мобильной платежной инфраструктуре в Китае.


Новичкам в сфере ритейла без кассира все еще нужно определить, чего хотят их целевые группы потребителей, а не просто выплескивать новые идеи, не обращаясь к реальным потребностям покупателей.

Интернет  компании стремятся ориентироваться на компании поставщиков и на малые предприятия, предлагая цифровые технологии, которые в конечном итоге могут помочь им расширить круг  их потребителей.

Например, филиал Алибаба,  lifestyle service  Koubei стремится связать целый 1 миллион столовых и ресторанов, чтобы помочь им повысить эффективность работы и предоставить им технологии для self заказа  и обслуживания без кассиров.

Главный исполнительный директор Fan Chi сказал, что поставщики больше не могут полагаться только на скидки для привлечения потребителей, и должны принять новые стратегии, такие как цифровое меню.

Представитель JD.com's   JD Daojia сказал, что сейчас разрабатывается новое поколение вендингового торгового автомата и надеется прибавить новых  5000 мест в своей сети к концу этого года.

При этом вопрос как контролировать безопасность и качество продуктов питания, продаваемых через торговые автоматы, остается проблемой для организаций, отвечающих за безопасность пищевых продуктов.