Есть только один начальник - покупатель.

Именно он может уволить любого работника компании от президента до менеджера - проголосовав деньгами в пользу конкурента.

Сэм Уолтон. Основатель WALMART

четверг, 19 июля 2018 г.

Потенциал магазинов без сотрудников. Ритейл аналитика.


Эксперты PlanetRetail RNG подготовили актуальные данные по количеству магазинов в мире, которые автоматизированы и не используют персонал при расчетах с покупателями.

В настоящее время во всем мире действует более 1000 магазинов без персонала, большинство из которых были открыты за последние 12 месяцев и принадлежат более 20 различным компаниям.

Большинство тестовых магазинов сосредоточены в Азии,  и особенно в Китае, где мобильные и технологически подкованные покупатели готовы попробовать более digital интегрированные магазины и щедро делиться личной информацией. И они с удовольствием участвуют в экспериментах таких крупнейших в мире ритейлеров, как Alibaba, JD.comAmazonAuchan, большинство из которых онлайн компании, делающие свою первую пробу пера в офлайн ритейле.

В то время как эти  форматы без персонала конечно же различаются, некоторые из них, по сути, являются торговыми автоматами, другие же автоматизируют процесс оформления заказа в офлайн магазине, а третьи перемещают физическое местоположение магазина к покупателю. Тем не менее, в целом все они реагируют на один и тот же растущий потребительский спрос на удобство на фоне роста затрат ритейлеров на рабочую силу. Эти пробные магазины особенно эффективны для того, чтобы держать магазин открытым 24 часа в сутки в тех городских районах, где содержание круглосуточного полноценного штата персонала просто невыгодно, и в сельских районах, где наличие укомплектованного магазина вообще не было бы экономически целесообразным.

Основы форматов без персонала
Большинство концепций предназначены для потребностей людей, находящихся в дороге, и поэтому преобладает ассортимент продуктов в виде снеков, напитков, food to go, товаров личной гигиены  и  некоторых товаров для дома. Обычно это  от 500 до 1000 наименований в общей сложности, со средней площадью порядка 110 кв.м., но ритейлеры расширяют свои безперсональные тесты за пределы только ассортимента еды.

Фото: F5 Future Store - это удобная торговая точка, объединяющая алгоритмы автоматизации  и искусственного интеллекта вместо сотрудников.

Такие магазины  зависимы от мобильных технологий. Как правило, используется уникальный код, предоставляемый приложением,  и он позволяет покупателю войти в магазин. Также, чаще всего используется сочетание RFID  меток на товаре и камер, которые  отслеживают, что выбирают клиенты, а также автоматическое списывание стоимости, когда клиент выходит из магазина. В некоторых же других случаях, расчет происходит путем сканирования товара на выходе из магазина. В самых передовых примерах используется биометрические технологии, такие как распознавание лица или сканирование сетчатки.

Будущее магазинов без людей
Взрывное развитие магазинов без персонала будет продолжаться в течение всего 2018 года. А  некоторые компании объявили, что планируют открыть до 100 000 магазинов в течение следующих 3 лет. Но большинство из них все еще находятся на стадии тестирования, и пока слишком рано объявлять о каких то глобальных планах расширения. С ежедневными доходом где-то в основном от 150 до 300  USD и высокими первоначальными затратами, этим магазинам потребуются значительное масштабирование или большая наценка, чтобы стать широко распространенной, экономически устойчивой моделью.  Но эксперименты поиска новых ниш будут продолжаться из-за большой гибкости этих концепций.

В то время, как объем продаж в этих магазинах в настоящее время невелик, инновации, несомненно, все сильнее проникают в  розничную торговлю, в том числе и в действующие магазины. Один из крупнейших ритейлеров Южной Кореи, Shinsegae, уже тестирует магазины, которые переходят на режим без персонала в ночное время. И большая вероятность что такой подход получит распространение в магазинах формата
convenience (удобный магазин). В странах со строгими законами по ограничению работы в выходные, таких как Германия или Польша, эта технология может позволить розничным торговцам работать в течение всего уик-энда, а не заставлять своих клиентов покупать в онлайн.

Данные из  магазинов без персонала помогают изучать покупательское поведение и их предпочтения, что полезно  для улучшения по ассортименту и по решениям мерчендайзинга не только для магазина без персонала, но и в обычных магазинах. Концепция "just walk out", известная как магазин Amazon Go, скорее всего, скоро будет протестирована в отделах готовой продукции  крупных супермаркетов, позволяя покупать очень быстро.

Источник: https://www.retailnetgroup.com/research/post.aspx?id=106022